Согласно Закону Республики Беларусь ”Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь“ земли историко-культурного назначения являются территориальными единицами и подлежат регистрации и учету в едином реестре административно-территориальных и территориальных единиц (Реестр АТЕ и ТЕ).
Итогом масштабных работ с 2022 по 2024 гг. Национального кадастрового агентства и городских, районных и областных исполкомов стало наполнение Реестра АТЕ и ТЕ текстовой информацией и границами земель историко-культурного назначения.
Краткая хронология выполнения работ.
2022 год – создана и апробирована методика первоначального формирования границ земель историко-культурного назначения на выбранные территории Брестской, Гродненской и Минской областей в систематическом режиме. Территории согласованы исполкомами в соответствии с их компетенцией.
2023 год – поэтапно созданы границы земель историко-культурного назначения на территории Брестской, Гродненской областей и г. Минска. Соответствующая информация визуализирована в реестре АТЕ и ТЕ и на публичной кадастровой карте.
2024 год – работы по созданию границ земель историко-культурного назначения на территории Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областей завершены, получено соответствующее согласование исполкомов.
Таким образом, с ноября 2024 года земли историко-культурного назначения на всю страну внесены в реестр АТЕ и ТЕ, а также отображены на публичной кадастровой карте Республики Беларусь для всех заинтересованных.
Одним из важнейших результатов проекта по созданию границ земель историко-культурного назначения и учета их в земельном кадастре является возможность использования единообразных достоверных сведений о наименовании и расположении земель историко-культурного назначения во всех информационных ресурсах нашей страны, в том числе в целях недопущения утраты богатого исторического и культурного наследия. Предупрежден – значит, вооружен информацией!
Достоверные и публичные данные о границах земель историко-культурного назначения – основа и базис для реализации охранных мероприятий, реализуемых местными исполнительными и распорядительными органами, четкой визуализации границ ограничений (обременений) прав на земельные участки и земли под недвижимыми историко-культурными ценностями, а также своевременного и качественного информационного обеспечения исполнения законодательства в области охраны историко-культурного наследия.
Для пользователей публичной кадастровой карты – это еще одна возможность ознакомиться с территориями, имеющими важное историческое и культурное значение.